Галерея

14 августа празднуем Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня. История праздника.

14 августа — Происхождение или

изнесение Честных Древ

Животворящего Креста Господня

Праздник Происхождения или изнесения Честных Древ Животворящего Креста Господня первоначально сложился в Византии. В августе из-за жаркого климата страны, там часто случались эпидемии. Для того чтобы избежать болезни, из церкви стали выносить для поклонения верующих распятие — Честной Крест Господень. Его проносили по местности крестным ходом. Слово «происхождение» в названии праздника как раз указывает на это и является несколько неточным переводом с греческого. В Русской Церкви этот праздник соединился с празднеством Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. Он был установлен по случаю знамений от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и честного креста. Чудо случилось во время сражения святого благоверного князя Андрея Боголюбского с волжскими булгарами в 1164 году. Это первый из трех праздников Всемилостивому Спасу, которые совершаются в августе. В народе он получил название — «медовый Спас» или «мокрый Спас», в честь освящения меда и малого освящения воды, которое происходит в этот день. Второй «Спас» — Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа празднуется девятнадцатого августа. А третий — перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа приходится на двадцать девятое августа. Эти три праздника как бы связуют весь Успенский пост.

Что же именно изображено на иконе?

Существует два основных типа икон праздника.

Расскажем о первом из них. Икона состоит из двух композиционных планов. Передний — нижний план — содержит фигуры молящихся людей в различных позах. Иногда они не только идут, но и лежат, и сидят. Иногда их несут на руках или везут на тачках. Посредине мы видим реку либо источник (купель). На берегу стоят ангелы, позади них установлен Крест. И люди, и Крест, и река изображены на фоне высоких обрывистых скал.

Задний — верхний план — еще более сложный. В центре над скалами стоит Христос, по правую руку от него — Богородица, по левую — Иоанн Креститель. Эти три  священные фигуры окружены святителями, стоящими по бокам. Сзади видны очертания схематически изображенных городских построек (стен, башен) и храма, который возвышается как раз за фигурой Спасителя.

Описанная икона имеет двоякую символику. С одной стороны — это изображение того крестного хода, который ежегодно проводился в Константинополе. Молящиеся люди — это жители города, страдающие от эпидемии. Река или источник символизирует собою городскую систему водоснабжения (акведуки, фонтаны, цистерны, бухты), которая освящалась во время таких шествий. Крест — главная святыня. Храм и здания являются образом собора Святой Софии и всей византийской столицы. А Христос, Богородица, святые и ангелы — это те, кто незримо присутствуют со всеми молящимися на каждом богослужении. Но это — только поверхностное толкование. Есть еще более глубокая — аллегорическая трактовка символов.

Вся икона, помимо прочего, является выражением идеи единства двух миров — верхнего и нижнего, Неба и земли, Церкви Торжествующей (которая состоит из тех, кто уже перешел в Вечность) и Церкви воюющей со злом (она состоит из живущих на земле христиан). Нижнее поле иконы — это мир земной, мир скорби, который полон болезни и печали, и который чает возрождения. Его символизируют собою молящиеся. В этот мир Господь посылает Свою благодать, которая обильно изливается на каждого истинно верующего человека. Вода — это образ благодати. Она вытекает не просто из земли, но берет свое начало в источнике, у основания которого стоит Крест. Это очень важный момент, он говорит нам о том, что мы спасены именно через крестную жертву Спасителя, и только она даровала нам обильные благодатные дары.

Скалы, отделяющие нижнее поле от верхнего, имеют двойную символику. Во-первых, они говорят о духовном восхождении, о подвиге, который нужно совершить, чтобы удостоиться благой Вечности. Во-вторых, сама по себе скала в иконографии используется как образ крепкой веры, на которой стоит вся Церковь. Символом самой Церкви служат изображения городских укреплений и храма. Это — Небесный Иерусалим, грядущее вечное Царство Христа, цель и надежда всех христиан. Глава Церкви — Спаситель, Его окружают Богородица, святые и ангелы — то есть те, кто уже достиг Неба, куда мы все призваны перейти. 

(По материалам интернет изданий)

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *